Отвечая на вопрос о том, чем же знаменита картина Казимира Малевича «Черный квадрат», можно привести целый ряд доказательств в пользу ее оригинальности и специфичности, в чем это полотно абсолютно не нуждается. Каждый из нас, кто видел его, должно быть составил свое, собственное мнение о изображении на холсте. И армия противников версии о гениальности и шедевральности «Черного квадрата» вполне может быть больше числа тех, кто склонен оценивать картину, как целую веху в истории русской живописи и настоящий прорыв в искусстве. Что ж, на то оно и искусство, чтобы быть субъективным.
Что действительно верно, так это состояние ошеломления и восхищения, испытанное многими (но не всеми!) художниками, критиками, просто посетителями той памятной выставки «0,10» в Санкт-Петербурге, датируемой 1915 годом, на которой миру впервые был явлен «Черный квадрат». Полотно послужило толчком к появлению многочисленных подобных работ других живописцев и расцвету супрематизма, основоположником которого в России был Малевич.
Изображение раскрашенных геометрических фигур на плоскости — так трактуется понятие «супрематизм», а с латинского слово звучит, как «преобладание цвета». Может быть, эта бездна красок, смешанная без участия черного цвета, родившая сие творение, и повлекла за собой душевный срыв самого автора. По словам Малевича, некоторый отрезок времени после написания картины он не мог ни есть, ни спать, словно бы работа над ней вытянула из него часть жизненных соков.
Много вариантов выдвигалось относительно того, что хотел выразить художник этой работой: и вызов устоявшимся канонам живописи, и некое зашифрованное послание, и взгляд в пропасть своих фантазий. Ясно одно, «Черный квадрат» стал эпохальным событием в русской живописи того времени, раздвинув рамки консерватизма в искусстве и дав развитие новым именам и молодым дарованиям, пошедшим дорогой супрематизма.